...................................

...................................

...................................

Обломов и Штольц
по роману И.А.Гончарова "Обломов"

В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного времени, друзья могут быть так различны. На первый взгляд, может показаться, что Илья Ильич не знает, для чего жить, а Штольц уже нашел ответ на этот вопрос. Но это совсем не так!
Обломов - русский помещик. "Это был человек лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…потом совсем пропадала". Он живет на доходы, получаемые от имения Обломовка. Илья Ильич все дни проводит в праздности, лежа на диване в любимом халате. "Это было его нормальным состоянием". Почему именно так?! "Безразличный цвет лица, ленивые движения, тревоги, замирающие в апатии или в дремоте", еще больше убеждают, что Обломов - это человек, полностью уединившийся от того лживого и бессмысленного мира, в котором живут все его знакомые и друзья, к числу которых относится и сам Штольц. Целые дни проводит Обломов дома, размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении. Дальше мечтаний дело не продвигается.
Андрей Штольц - это полная противоположность Обломову. Если у Обломова естественное состояние - это покой, то у Штольца - движение, бег по жизни. В отличие от своего друга, Андрей трезво смотрит на жизнь. Его главным принципом был "простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь". "Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил… зная час и минуту, когда выйдет оттуда". То есть Штольц не поддавался иллюзиям, в отличие от Обломова. С раннего детства он воспитывался в самых суровых условиях. Главнейшую роль в его воспитании сыграл отец, который прививал сыну трудолюбие, целеустремленность, стойкость к трудностям и невзгодам жизни. Отец не мог предложить другую цель жизни Андрею, как только "продлить колею от своего деда,. Как по линейке, до будущего своего внука". Обломову родители постоянно внушали, что он барин, что для исполнения любого его желания надо лишь приказать Захарке или Ваньке, которые для исполнения его повеления и существуют.
Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" Навряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления. Очень важную роль в романе имеет глава "Сон Обломова". Этот сон объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы не было, то никто, на мой взгляд, не понял бы, почему Илья Обломов целые дни проводил, лежа на диване, "с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица". Воспитание наложило очень большой отпечаток на его сознание. Его родители особо не заботились о духовном мире Илюши. Их главная задача - оградить мальчика от суеты жизни. Труд для Обломовцев - это наказание, которое "послано им свыше". "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке".
Представление об окружающем мире у Обломова складывалось из тех сказок, которые рассказывала ему няня. Многие из этих рассказов (о чудовищах, о мертвецах) приводили Илюшу в ужас. Они так сильно повлияли на Обломова, что "воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости". Но не только у Облмова была такая сильная вера в сказочных существ, в сказки, но и у всех жителей Обломовки было такое же представление о жизни: "Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его, того и гляди, запорет зверь, зарежет разбойник…" Но жизнь совсем не такая, какой ее считали обломовцы. Только в снах они могли жить в своем сказочном мире.
Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. И когда Обломов все же столкнулся с реальным миром, то продолжал распространять Обломовку на окружающий мир. Например, у него сложилось впечатление (еще до службы), что начальник - "второй отец, который только и дышит тем, как бы… награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях". Идеалом всей его жизни осталась Обломовка как символ утраченного рая, к которому, по его мнению, стремятся все люди в результате метаний по жизни.
Штольц живет "для самого труда, больше ни для чего". Для него труд - "это образ, содержание, стихия и цель жизни". Даже внешний вид Андрея четко и ярко описывает его образ жизни: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь". Жизнь Штольца была похожа на "шнурок". Ему казалось, что "мудрено и трудно жить легко", что можно с легкостью развязать любой узел шнурка (жизни). Но человек не в силах управлять своей судьбой, что Штольцу казалось возможным. Судьба может завязать такой неразрешимый "узел" в жизни человека, что вряд ли кто-то сможет развязать его.
Обломов полностью выгнал труд из жизни. Он жил только мечтаниями о будущей жизни. Встреча друзей оказалась переломной для Обломова. Штольц поставил Илью Ильича лицом к реальности, и Обломов "испугался, узнав себя". Андрей как будто подставил Обломову зеркало, когда сказал: "Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут ... то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!"
Так в чем же заключалась цель жизни Обломова? Илья Ильич не смог, ди и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие. Основная цель Ильи Ильича Обломова не комфорт и не погоня за новыми благами, а нечто большее. Сам он не смог поставить перед собой достойную цель и решил остаться в том положении, в которое его поставили природа и судьба. В глазах Штольца это значило остановиться и неизбежно опускаться. Почему Илья Ильич ходит в халате и дорожит им? Халат - это свобода быть собой, вопреки несвободе окружающего мира, одетого во фраки и мундиры. В своем халате Обломов надеется найти убежище от светской жизни. Поэтическая мечтательность Ильи Ильича не признает оков прозы. "И поныне, - замечает Гончаров в главе "Сон Обломова", - русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры". Обломов ощущает, что есть в происхождении что-то, что нельзя поменять на выгоду, что-то ценное, не такое, как житейское счастье или штольцевский прогресс. Оно ценно на свободе. Поэтому Обломов так дорожит покоем, отгораживается от всех апатией. Облаченный в халат, в уединении, Илья Ильич "живет в созданном им мире". Он мечтатель-романтик, художник. Рисует узор свое жизни, "исполнитель и творец своих идей".
"Да ты поэт, Илья!" - говорит Штольц, именуя далее Обломова философом и актером. Обломов в мыслях вообще серьезен и значителен. Его утопии совсем не пустяки. Все это - выражение "идеала жизни, который указала природа целью человека". Назначение человека - не утратить этот идеал.
Тот мир, куда пытается втянуть Обломова Штольц, не признает в человеке высшего начала, ценности личности, оттого в этом мире и воцаряются пустота и скука. "Где же тут человек? Где его целость? - вопрошает Обломов. - Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, это члены света и общества!" Тем больше у Ильи Ильича причин укрываться от мира за своим халатом, уходить в обломовщину.
Обломов признается Штольцу: "Я не понял этой жизни". Хотя жизнь Обломов, пожалуй, понял верно, он не понял себя, не осознал в себе человека, чтобы жить, а не цепенеть перед жизнью. Всеведущий Штольц придумал странное слово - "обломовщина", а Илья Ильич признал власть обломовщины над собой. Обломов погиб под тяжестью чужого слова, потому что не смог выработать собственного слова о себе.
Мне кажется, что Гончаров не ставит перед собой задачу раскрыть смысл жизни человека. Он лишь показывает две крайности: обломовых и штольцев.

Сочинение в формате Microsoft Word: скачать

Сочинения
1.Двойники Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевкого "Преступление и наказание")
2.Обломов и Штольц ("Обломов" И.А.Гончарова)
3.Поэзия Блока
4.Творчество Анны Ахматовой
5.Поэзия Николая Рубцова
6.Творчество Есенина
7.Поэзия Маяковского
8.Образ Базарова ("Отцы и дети" Тургенева)
9.Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы ("Отцы и дети" Тургенева)





Сайт управляется системой uCoz