...................................

...................................

...................................

Двойники Раскольникова
(Раскольников, Свидригайлов, Лужин)

Люди от природы делятся на две категории: те, кто может сказать новое слово, и те, кто поставляет материал. Тот, кому суждено сказать новое слово, обязан это сделать, он обязан отрицать то, чем живет сейчас мир. Отрицая, человечество движется вперед. Если цель велика, то нет ничего непреодолимого. А что если эта цель - царство правды, счастье человечества? И если человек чувствует, что исполнение этой задачи подвластно его силам, а для осуществления этой цели требуется устранить несколько людей, то теоретически и практически он может это сделать. Но от жизни нескольких человек не зависит всеобщее счастье. Насилие порождает насилие!
Родион Романович Раскольников, главный герой романа "Преступление и наказание", именно так и рассуждал, когда создавал свою теорию и решался на убийство старухи-процентщицы. Но все люди равны перед Богом. Для него и старуха-процентщица, и Соня Мармеладова, и Раскольников равноценны. Поэтому никто не имеет право покушаться на жизнь другого человека для осуществления своих великих идей. Убийца рано или поздно будет наказан, что и случилось с Раскольниковым.
Ф. М. Достоевский показывает нам истоки зарождения такой "наполеоновской" идеи, ее претворение в жизнь главным героем, постепенное изживание и окончательное крушение. Главной целью автора романа было желание убедить читателя и самого Раскольникова в несостоятельности его теории.
После совершения убийства старухи перед Раскольниковым открывается страшная истина - преступление было бессмысленным, цели он не достиг: "Не преступил, на этой стороне остался". Почему? Нельзя отделиться от мира нравственно. Отказаться от любви близких Родион не может, а потому не в силах вынести преступления. И только в том, что "не вынес", видит Раскольников свое преступление. "Не страуху убил, а себя убил".
Жестоко наказан Родион Раскольников. Но в этом наказании и его спасение. Ибо, если бы вынес, кем бы оказался Раскольников? Недаром стоит рядом с Раскольниковым Аркадий Иванович Свидрмгайлов - "двойник" Родиона, оборотная сторона одной медали. "Мы одного поля ягоды", - говорит он Раскольникову.
Свидригайлов - это один из самых загадочных образов в романе. Он считал, что в этом мире ему все дозволено.Свидригайлов не боится угрызения совести, он шагает вперед и ничего не боится. Это преступник и по закону (шулер, должник), это преступник и в духовном плане (грешник). Юридически к нему не подступиться. У Достоевского он воплощает идею оправданного сладострастия, он оправдывает разврат, единственное, в чем он находит свою истину, что придавало ему интерес к жизни. Это умный и одаренный человек.
При встрече с Раскольниковым Свидригайлов совершенно открыт перед своим собеседником. Автор подчеркивает его простоту и прямодушие,в нем нет лицемерия и той лживости, какая есть у Лужина. Свидригайлов не видит в преступлении Раскольникова никакой трагедии, ободряет, успокаивает: "Не преступник ты, на этой стороне остался, потому что человек".
Аркадий Иванович же переступил, человека в себе задушил, стал циником: "Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша". Просто и ясно, и нравственные вопросы тут лишние.
Свидригайлов освободил себя от "вопросов человека и гражданина", перед которыми в смятении остановился Раскольников. И погибает девочка, и умирает Марфа Петровна, и замышляется насилие. Но даже Свидригайлов вдруг наталкивается на преграду - в себе и в Дунечке, отступил перед своей к ней любовью. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Смерть - результат освобождения от всех вопросов. Раскольников остается жить.
Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят лишь страшный загробный мир. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет представление о загробном мире, который предстает перед ним в виде "черной баньки с пауками и мышами" - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих покаяния за свои грех. Посте такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека, возможно только самоубийство. Свидригайлов был обречен: даже добро, которое он совершает (сон Свидригайлова перед самоубийством о пятилетней девочке), напрасно: его добро не принимается, уже слишком поздно. Путь, по которому пошел Свидригайлов (путьь развратника и преступника), привел героя к духовной смерти.
Другой двойник Раскольникова - Петр Петрович Лужин. Он отбрасывает всэ эту эстетику, открыто проповедует эгоизм и индивидуализм: "Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано". Он не грабит, не режет, не убивает. Он переступает нравственный закон, благодетельствуя Дунечке.
Тщеставие, самоуверенность и себялюбие были причиной его неудержимого желания превратиться из раба в хозяина жизни. "Более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его". Стремление возвыситься над обществом сближает его с идеей Раскольникова. Ведь Раскольников - нищий студент, который тоже хочет подняться над своим социальным положением, выбраться из нищеты. Оба героя хотят видеть себя людьми, превосходящими общество в нравственно - интеллектуальном плане, независимо от своего социального положения. Так, они начинают делить общество на два разряда: "высших" и "низших". Им только остается проверить свою принадлежность к одному из них, хотя они уверены, что относятся к "высшему" разряду. Только понимание самой проблемы разное! Для Раскольникова принятое сейчас решение может круто перевернуть его жизнь совсем в обратную сторону, а для Лужина это очередная совершенная им подлость, и ему совершенно безразлично, что будет испытывать его "жертва".
Раскольников решается проверить свою теорию через убийство гадкой и ужасной старухи-процентщицы, а Лужин хочет опозорить и погубить безвинную, светлую Соню Мармеладову. Но Раскольников, совершив грязное преступление, не смог переступить черты, а Лужин, так же как и Свидригайлов, переступили, и никакими угрызениями совести не мучается. Ведь собственное счастье для Лужина намного дороже погубленной жизни Сони.
Самое безусловное подтверждение и самое окончательное разоблачение теории Раскольникова - надругательство Лужина над Соней. Подавление слабых - вот какой стороной оборачивается теория Раскольникова.
Роль Лужина в романе заключается в том, чтобы Раскольников увидел собственную интеллектуально сниженную теорию со стороны, понял ее обреченность, и в конечном счете отказался от своей.
"Тварью дрожащей" оказался Раскольников. Не так думает. Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями и слезами людскими, в глубине души уверенный, что не вошь человек. Терпит крах его бесчеловечная теория. Задумал убить вошь, а удил и Лизавету - тихую, кроткую, ту же Соню!
Раскольников выбирает верный путь, путь покаяния за содеянную ужаснейшую ошибку. С помощью Сони он находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Новую жизнь "надо дорого купить, заплатить за нее будущим подвигом". Это должен быть подвиг человеколюбия, а не ненависти к людям.

Сочинение в формате Microsoft Word: скачать

Сочинения
1.Двойники Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевкого "Преступление и наказание")
2.Обломов и Штольц ("Обломов" И.А.Гончарова)
3.Поэзия Блока
4.Творчество Анны Ахматовой
5.Поэзия Николая Рубцова
6.Творчество Есенина
7.Поэзия Маяковского
8.Образ Базарова ("Отцы и дети" Тургенева)
9.Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы ("Отцы и дети" Тургенева)





Сайт управляется системой uCoz