...................................

...................................

...................................

Мир, герой и героиня в лирике Блока

В 1-м томе главной идеей является ожидание прихода Прекрасной Дамы в мир. Ее появление спасет мир, падшую душу. Лирический герой пророчествует миру о ее появлении. Он пророк, ее жених, через брак с которым спасется мир.
Одним из характерных ст-ний, ярко раскрывающих эту тему, является "Ветер принес издалека…"
Мир в ст-нии показан в предвесеннем времени. То есть время надежд, ожидание чего-то нового, светлого. Из слов "где-то светло и глубоко неба открылся клочок" мы понимаем, что где-то можно увидеть мир истины. Возникает ощущение, что должна прийти Прекрасная Дама. Ее появление подготавливается песней: Песни весенней намек…
В ст-нии можно заметить некую неопределенность (издалека, где-то, сумерки), то есть черты присущие символизму.
Ст-ние кончается тем, чем и начиналось. Блок использует кольцевую композицию. Мы понимаем, что ничего не произошло, и в этот мир никто не пришел.
Во втором томе происходит встреча с возлюбленной. В мире происходит изменение, святыня пала. Лирический герой ищет встречи с Прекрасной Дамой, чувствуя, что произошла страшная подмена.
Одним из таких ст-ний является "Незнакомка".
В первых строфах автор рисует картину мира, который далеко не тот, что был раньше.
Если в 1-м томе весна - время года, которое связывается с очищением, обновлением, во 2-м томе весна сопряжена со смертью, с гниением и разложением:
Весенний и тлетворный дух…
В этом мире невозможно дышать, везде духота, грязь:
Горячий воздух дик и глух ..
Вдали, над пылью переулочной…
Если в 1-м томе Блок преимущественно описывает утро, то во 2-м томе время действия - вечер, что символизирует некую близость конца.
Мир во 2-м томе стал дисгармоничен.
Тема звука представлена в виде окриков пьяных, женском визге. Также присутствует детский плач, что показывает неблагополучие этого мира. Звук усиливает картину всеобщей дисгармонии.
Во 2-м томе все высокие образы опошляются. Золотой цвет снижен до желтого. Шлагбаум является низким подобием между мирами.
Во 2-м томе мир не испытывает потребности в солнце:
Бессмысленно кривится диск …
Лирический герой каждый вечер проводит в ресторане, то есть находится в этом измененном мире. Внешне он получается таким же, как остальные люди, и кажется, что он тоже принадлежит этому миру.
"Влага, терпкая и таинственная" рождает в нем возможность созерцать ее.
Героиня во 2-м томе тоже изменяется. Если в 1-м томе она была одета в светлые одежды, то теперь она одета в черное.
Лирический герой не видит лица дамы за вуалью, он лишь может догадываться.
Встреча с Прекрасной Дамой состоялась. Но она является иллюзиорной, в ней нет реальности.
Лирический герой чувствует свою избранность, лишь когда он "влагой…смирен и оглушен".
В 3-м томе мир погружен в смерть, он находится в преддверье гибели.
Ярким примером такого мира является ст-ние "Унижение".
Лирический герой смотрит на мир из окна публичного дома.
В ст-нии трижды упоминается огромный желтый всеохватный символ смерти:
Желтый зимний закат за окном…
Бьет огромный холодный закат…
В желтом, зимнем, огромном закате…
Желтый цвет ассоциируется с пошлостью бытия.
Мир скоро погрузится во мрак, холод. И в конце наступит смерть.
Многие детали в стихотворении говорят о смерти:
К эшафоту на казнь осужденных поведут …
В черных сучьях дерев обнаженных…
Мир заслуживает смерти.
В ст-нии также присутствует мотив наготы: обнаженные сучья, "голые рисунки журналов", "обнаженные плечи".
В мире поругано женское начало. Героиня, которая когда-то была Прекрасной Дамой, с которой связана идея спасения мира, теперь продажная женщина, доступная каждому. Красота, которая должна спасти мир, поругана, становится и жертвой, и палачом.
Блок сравнивает героиню со змеей. Змея - искусительно погубительное начало, также змей - властитель мертвых.
Лирический герой такой же, как и все. Теперь он не жених, не пророк. Он никто для героини:
Я - не муж, не жених твой, не друг!
Итак, мир, лирический герой и героиня в лирике Блока эволюционируют и в конце погружаются в безысходность и безнадежность.

Сочинение в формате Microsoft Word: скачать

Сочинения
1.Двойники Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевкого "Преступление и наказание")
2.Обломов и Штольц ("Обломов" И.А.Гончарова)
3.Поэзия Блока
4.Творчество Анны Ахматовой
5.Поэзия Николая Рубцова
6.Творчество Есенина
7.Поэзия Маяковского
8.Образ Базарова ("Отцы и дети" Тургенева)
9.Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы ("Отцы и дети" Тургенева)





Сайт управляется системой uCoz